etotam

Category:

Из под как му-у смычка

Расставляют оркестр примерно как армию 16 века
Только одно отличие, «главком» - дирижер всегда стоит впереди. С ним пехота, или можно ещё представить скрипки верхом на лошадях держа инструменты на позиции «готов к игре», при этом размахивая смычками как саблями.
Справа виолончели - прячутся за большими щитами с копьями. А контрабасисты за мини катапультой.
Позади духовые - артиллерия.
А теперь вся это орава должна собраться и начать играть вместе.
Если это профессиональный оркестр, мы никогда не забирали партии с собой домой.
Каждое утро ноты уже стояли на пультах
Но в сборном оркестре как сейчас, нам выдают наши партии с собой.

В век ютуба к нотам ещё присылают ссылки на разные оркестры, исполняющие это произведение, очень удобно

Среднестатистический музыкант оркестра совкого периода был нищебродом.
За исключением, когда ездили на гастроли в зарубежные страны
Такое событие происходило крайне редко, в зависимости от известности самого оркестра.
Симфонический оркестр в зарубежной стране - стихийное бедствие для гостиничного персонала.
После заселения, через минут 15 в гостинице полностью пропадал свет.
Никто из музыкантов даже на секунду не позволил бы себе тратить валютные суточные на еду

Еду возили с собой .
Типичный чемодан, минимум одежды, фрак и консервы. Мы могли бы забыть свою голову но никогда не забывали кипятильники.
Представьте, 70 человек одновременно включают в номерах кипятильники, некоторые - утюги
(Очень быстрый способ разогреть банку тушенки. )
И в гостинице моментально пропадал свет.
Гостиница не рассчитана на такую внезапную атаку и пробки моментально выбивались .
Без гастролей все выкручивались как могут
Некоторые преподавали в муз школах. Я ненавидел учить. Поэтому только играл в оркестрах, в разных совершенно, от камерного до оперного и даже в Детском театре.
Я помню времена, когда приходилось играть сразу в 4х оркестрах.
Почти каждый день спектакли. Утром репетиции, сначала в одном, днём другой оркестр, вечером спектакль в оперном театре. Преимуществом такого истязания было, что я был в прекрасной форме и у меня были деньги.
Минусом, я мог запросто угробить свои руки от большой перегрузки своих мышц Иногда я играл по 10 часов в день.
В оркестре свои партии наизусть учить не надо
Только солист играющий с оркестром играет наизусть.
Но, во время репетиций они приходят со своими нотами, очень часто дирижер останавливает оркестр и просит солиста сыграть с определённой цифры.
( легко ли выучить длинное произведение наизусть? Очень легко, если вы когда либо запоминали стихи, действует по такому же принципу )
Каждые примерно 10 или более тактов отмечаются цифрами или буквами алфавита.
В этом случае очень легко найти место, с которого просят начать произведение.
Из за плохого дирижёра оркестр может сбиться
К примеру, он не показал вступление духовых и все разваливается как карточный домик.
Когда такой дирижер появляется в оркестре, то музыканты переходят на режим «следуем за музыкой», но в этом случае он теряет свой авторитет в глазах музыкантов и его воспринимают как бутафорское дополнение к оркестру
У каждого музыканта на репетициях должен быть карандаш с резинкой
Дирижер часто вносит свои правки. Его интерпретация музыки может и чаще всего отличается от других дирижёров
Он может поросить «форте»- заменить на меццо форте и ещё куча всего
Во всем мире язык музыкальных терминов - итальянский.
Это не означает, что все музыканты понимают итальянский.
Но обозначения - громче, тише, быстрей и медленно итд это из итальянского.
В США, названия нот во время репетиций произносят не как в России «до”ре ми итд. Все по буквам
Например A- sharp - это ля диез, E- ми, итд

Струнные имеют дополнительную «обязанность - писать штрихи.
В оркестрах принято, чтобы смычки двигались синхронно - верх или вниз. В некоторых, скрипки играют свои штрихи, а остальные группы (виолончель, альты и контрабасы) свои собственные.
В нашем оркестре требовали, чтобы все струнные играли одинаковые штрихи насколько это возможно.
Какими будут эти штрихи, решает концертмейстер группы, или первая скрипка.
Бывает, что концертмейстер мудак и самодур и тогда все мучаются от его нелогичных и дебильных штрихов.
Во время репетиций и даже на генеральной, эти штрихи все ещё могут меняться
Это нормальная практика

Если привести аналогию с анатомией- то оркестр связан между собой как нервная система человека.
Самый большой кошмар - когда во время концерта, группа инструментов теряет ноты (свою часть музыки) из за неправильного счёта, или дирижер ошибся, тогда начинает звучать странная какофония.
Струнные ловят духовых, медь пытаются догнать виолончели, другие идут за дирижёром. Четвёртые просто останавливаются.
На моей памяти такое случалось, но не часто.
Самый большой провал, это когда оркестр полностью сбился и дирижер останавливает весь оркестр во время концерта и говорит цифру с которой нужно начинать.
Не редки случаи, когда одна группа к примеру валторны не там вступают и тогда хороший оркестр ловит музыку прямо на ходу. Не сговариваясь все вступают за ними или перепрыгивают на такт вперёд. С одной стороны, это большой стресс для всех, но иногда такой коллективный прыжок вызывает у самих артистов кучу адреналина и ощущение акробатического трюка

Зрители даже не замечают, что оркестр был на волосок от катастрофы.
Если в группе кто то теряется в нотах, то рядом сидящие могут незаметно, или смычком ткнуть показывая где он находится, или шёпотом назвать цифру. Если слышите шёпот «где мы?» - это «потеряшка»
Ещё смешней когда во время репетиции кто-то спрашивает «где мы»? А ему отвечают «а кто мы?» иногда сам дирижер орет цифру, помогая найти дорогу
К примеру наши ближайшие соседи от пульта- валторны, пауз у них много, часто теряют счёт, потом спрашивают нас и мы сообщаем им «на какую станцию прибыл наш поезд музыки»
Любой струнник очень хорошо владеет своим смычком. Часто мы переворачиваем страницу смычками а не рукой
За пультом сидят «первый и второй пилот» Слева первый , справа его помощник. Помощник обязан переворачивать ноты.
Всю группу ведёт концертмейстер - это первый пульт со своим помощником. Нагрузка на первый пульт больше чем на остальных. Концертмейстеры первых пультов получают чуть больше денег чем остальные пульты

Можно ли сачковать если не справляешься со своей партией?
Можно, например не канифолить смычок или не нажимать сильно смычком на струны
Дирижер и даже соседний пульт скорей всего не заметят, но партнёр по пульту - всегда.
Возможно вы обращали внимание , что музыканты в оркестре не смотрят напрямую на руки дирижёра а уткнулись в свои ноты.
На первый взгляд кажется абсурдным, что тебе активно помогают, а ты не обращаешь внимания па энергичные взмахи дирижёра
На самом деле мы всегда смотрим на дирижёра, но немного по другому. Мы ловим его движение рук на периферии своего зрения.
Учатся такому «зрению» годами, учебных пособий для этого не существует, только практика.
99.9 процентов твоего внимания в нотах Там бывают повторы, тише, громче и ещё куча информации. Очень часто надо перепрыгнуть после повтора на каденцию, она может находится в самом конце произведения и срочно нужно перевернуть страницу. Один доигрывает последние три такта а помощник ждёт, он должен правильно выбрать время переворота
При этом твои руки заняты инструментом.
Пальцам нельзя ошибаться и пропустить в знаках бемоль или диез. Нельзя пропускать изменения ритма. Когда темп бешенный и ты вдруг с ужасом отмечаешь, что прозевал тональность и нет даже той миллисекунду отвести взгляд на начало нотной линии, где всегда ставят тональность и длительность
Невозможно , так как в нотах одни шестнадцатые, а это слишком быстро.

Виолончелистами приходиться ещё неожиданно переключаться с басового ключа на альтовый, иногда на скрипичный.
Это значит, что если ключ другой и в басовом это всегда было нотой «до» то в альтовом ключе это уже нота «ми» Если не успеть заметить, то играешь не то, что в нотах
Эта нагрузка приводит к изменению ощущения времени. За пол секунды мозг работает на пределах своей оперативной памяти. Поэтому ощущение времени для слушателя и музыканта совершенно разные. Для нас время игры очень быстрое
При этой нагрузке у тебя есть только силуэт рук дирижёра. Ты просто на другом уровне следишь за его руками.
Мы всегда следим и слушаем другие инструменты. Даже если у них другой ритмический рисунок. Ты не можешь слушать только себя. Весь оркестр слушает друг друга.
К примеру в произведении идёт постепенное замедление. Если не видеть дирижёра, то тебя швыряет неожиданно «на встречную полосу»

Работа оркестра Это как работа часов. пружина -дирижер
Хороший дирижер всегда помогает вовремя «вступить» если у группы пауза. Нагрузка на дирижёра тоже колоссальная. Считать паузы не очень легко
В произведении очень часто меняется ритм.
Вот как яркий пример - Бриттен (один из моих любимых композиторов)
Послушайте это произведение. Во первых это очень яркая демонстрация звучания отдельных групп инструментов в симфоническом оркестре. Он потрясающе даёт возможность каждой группе «высказаться»
Вы услышите все инструменты и замедления
В этих вариациях показано с какой любовью он демонстрирует возможности симфонического оркестра.
А во вторых, в этих вариациях он сделал невероятную вещь, которую по всем канонам классической музыки сделать невозможно.

В финале, оркестр делится на две части. Струнные играют в одном ритме а духовые совершенно в другом. Это как одновременно смотреть два разных кинофильма на одном экране и при этом понимать сюжет
Я помню, как на репетициях, оркестр постоянно спотыкался в финале
Это как убеждать свой мозг не обращать внимание на громкую музыку из другой комнаты Как только в твой ритм вмешивается другой , мозг молниеносно автоматом пытается восстановить равновесие и переходит на ритм других. Те в свою очередь пытаются играть в твоём ритме.
это как играть три четверти и не обращать внимание, что все остальные играют на «две четверти»
Где то после 20 попытки наконец это получилось. Со стороны кажется, что это тяжкий труд, но поверьте, увлекает больше чем, остросюжетный фильм
Финал этой симфонии, он настолько яркий, что по ощущениям это как стоять на берегу океана во время шторма и гигантские волны накатывают и тащат тебя в пучину, но при этом ты в полной безопасности
Для слушателя - это просто очередное произведение, но когда ты сам участвуешь в воспроизведении этой музыки, то это как самому быть током который зажигает лампочку
Как научится слушать симфоническую музыку? Это и просто и сложно одновременно.

детские переживания которые никуда и не уходили
С каждым разом вы будете узнавать эти «метки» а после определённого времени , вдруг, эта музыка будет приходить к вам уже самостоятельно. Как же потрясающе заучат флейты и кларнет
как, когда сильно влюблён и постоянно вызываешь к себе образ любимой. Представляя глаза, голос, руки и линии.
Недавно я смотрел видео одного эксперимента
Подходили к людям на улице и просили хоть примерно напеть музыку из известных фильмов типа люди х» или другие современные блокбастеры Никто не мог вспомнить и тем более воспроизвести музыку
А как только говорили про музыку из Джеймс Бонда» моментально начинали ее напевать

Самый классный момент в оркестре, когда со временем он становится единым организмом.
Но чтобы дойти до этого состояния музыкант должен играть в оркестре очень много лет.
Есть определённый порог, когда однажды твой инструмент становится продолжением твоего тела, но это начинается задолго до того, как ты попадаешь в оркестр
Говоря о музыке которая отправляет музыканта в рай, нельзя забывать и про обратную сторону медали.
Иногда музыканту приходится играть отвратительную музыку. Пустую, примитивную, бывает даже уебищную.
В симфоническом оркестре такое бывает не часто.
Но, не дай бог такому музыканту оказаться по воле случая в ансамбле песни и пляски советской армии.

По ощущениям, это как принимать душ из тройного одеколона и потом слезно умолять, дать тебе понюхать немедленно! кусочек говна!
Что может быть хуже ура-патриотов?
Патриотическая музыка!
Музыканты больше всего ненавидят дотошных дирижёров. Это те, что бесконечно останавливают оркестр во время репетиций и придираются к каждому такту
По ощущениям это как во время секса встать и пойти проверить не включён ли газ?

Хороший дирижер- играет все произведение целиком, потом говорит оркестру где и что именно на его взгляд лучше поменять. Иногда трудные места может прогонять по несколько раз, но это правильно и важно для оркестра.
Из самых крутых дирижеров мне посчастливилось поработать с Эмином Хачатуряном. Он долгие годы руководил оркестром мос. Гос кино
За три репетиции он мог подготовить очень сложную программу.
Работая с ним я настолько вырос как музыкант, что однажды пришёл на запись на радио не зная, что мы даже записываем.
Пока в студии готовили микрофоны я глазами быстро все поиграл уставившись в ноты и потом мы стали сходу записывать.
Есть ли отличие между симфоническими оркестром с оперным? Очень большое!
В оперном, репертуар меняется крайне мало и в основном играешь одно и тоже.
Музыканты расслаблены
Они в яме, некоторые зрители могут их даже не видеть

Все смотрят на сцену. Опера или балет.
Я обожал играть балетные спектакли . Особенно, в тот момент когда балерины подходили близко к оркестровой яме.
Если длинная пауза я мог иногда выйти через замаскированную дверь в оркестровый буфет. Съесть бутерброд и приходя обратно- «ловить» своё вступление.
В оперном на новогодние праздники большая половина оркестра приходила под градусом, а дирижер.. иногда казалось. , что если поднести к его ноздрям спичку, то будет явление лилипута - дракона извергающего пламя, но как из сварочного аппарата
Я любил это время года
Помню как постоянно подкалывали нашего бубиста (туба) кидая в жерло его инструмента копейки, но не просто, чтобы они упали внутрь, но крутилась внутри по спирали и как можно дольше Звук стоял изумительный и весь оркестр замирал от кайфа, когда на сцене Отелло пел и одновременно душил свою бабу а у нас когнитивный диссонанс в виде спора, чья монетка дольше прокрутится
Тубист никогда не возражал и не возвращал монеты. Это был наш настоящий игровой автомат.

Кстати, «духовики» стряхивающие из инструмента свои сопли на самом деле избавляются от конденсата воды из инструмента
По поводу романов между артистами оркестра - очень даже часто.
Мнение про музыкантов, что они немного ебнутые по сравнению с другими имеет под собой основание. Настоящий музыкант остаётся им и после работы. Со стороны видно, что они явно где-то в другом месте. В этот момент он скорей всего играет музыку и думает про штрихи или аппликацию
Это конечно настораживает окружающих и такой дурик нормальным девушкам не очень нравится
Влюбиться на работе в девушку за соседним или пультом напротив очень легко и происходит в тысяча раз быстрей и сильней, чем работая к примеру в офисе где она сидит уставившись за свой комп
В оркестре ты смотришь на предмет своего обожания во время игры и прям как в худ. фильме ещё и звучит живой саундтрек. Чувствуете разницу ?
Поэтому женитьбы в оркестрах между своими видами музыкальных животных очень распространены
Ну а про то, как люди приходят или становятся музыкантами, это совершенно другая и длинная тема. Может когда нибудь и попробую рассказать.

https://youtu.be/Xix8rtb3Dko

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded